Просматривая накануне дегустации прайс-листы импортёров я загрустила. Вероятно, не за горами то время, когда огромнейшая часть прекрасных винных наименований снова станет недоступной. Цены на вино продолжают расти, а доходы падать. Ещё пару лет назад мне удавалось в клубе устраивать иногда дегустации и ужины с лучшими винами мира – квотируемыми, с высокими рейтингами, редкими, из небольших апеласьонов. Не обязательно очень дорогими, но по цене – выше среднего, конечно. Сейчас, когда я смотрю на ценник Пюлиньи и Кот-Роти от любимых производителей, впадаю в ступор и понимаю, что похожие эмоции испытывала лет десять назад, глядя на ценник первых бородосских крю. А потом, спустя пять лет, даже планировала горизонтальную дегустацию, которой помешало только наличие более интересных тем, в том числе вертикальная дегустация белых О-Брион.
Понятно, что в такой ситуации начинаешь обращать внимание на малоизвестные регионы, апеласьоны, на вина, которые раньше не пробовал – в надежде найти что-то невероятно интересное за очень скромные деньги. Увы, как и раньше, это задача не из лёгких…
Когда-то я регулярно читала лекцию о виноделии Новой Зеландии. В самом начале я всегда рассказывала о том, что эта страна позже других вышла на экспортные рынки и сразу заняла сегмент дорогих вин, поэтому не стоит искать дешёвого новозеландского. При этом качество вин почти всегда очень высокое. Ничего не изменилось: качество остаётся высоким, как и цена. Вероятно, не изменилась и стилистика. Вина некоторых хозяйств, которые раньше мне категорически были не симпатичны, сегодня показались довольно ровными и чистыми. Но что-то изменилось в восприятии. Новозеландский совиньон, легендарный и воспетый критиками и потребителями, сегодня показался однообразным и скучным. Ни в одном из образцов не было запоминающейся черты, отличающей один от другого. Были лучше или хуже сбалансированные, более или менее зрелые, но совершенно однообразные совиньоны, как солдаты Урфина Джуса. Если бы мне подали бокал такого совиньона в ресторане, я осталась бы довольна, но вряд ли захотела бы второй. Это как обратная сторона истории североитальянского водянистого пино гриджио, которое пили вёдрами за то, что оно никакое. Своеобразная альтернатива. Последствия были неприятными: мало кто отваживался искать достойные пино гри на севере Италии, а ведь они были. И есть. Как есть и уникальные, своеобразные новозеландские совиньоны. Но на дегустации их сегодня не было. Зато было ярко, кисло, типично и очень скучно.
Чуть интереснее с пино нуарами. Были фруктово-конфетные образцы, но наряду с ними и чуть более гастрономичные, уходящие в комплексность и разноплановость, таки как базовый от Вилла Мария, Кло Анри, Силени, Бранкот.
Но ничего сексуального, возбуждающего и запоминающегося. А ведь Новая Зеландия может!
Где семийоны? Где невероятные шардоне и пино нуары – ни одной этикетки из Мартинборо и Центрального Отаго. Где восходящие звёзды – сира и бордосккие ассамбляжи Гимблет Грэвэлз? Где-где, всё там же, в заоблачных высотах подскочивших до неприличия цен.
Очень надеюсь, что ситуация вскоре изменится, и мы вернёмся к возможности пусть не постоянно потреблять, но хотя бы дегустировать лучшие вина мира. Впадать в уныние точно не будем!
Хотелось бы отметить отдельно отменную организацию сегодняшнего мероприятия: было тихо, свободно, много воздуха и чистых бокалов, хлеб не заканчивался. Прелесть! Так бы всегда!